Продолжаем разговор про человека усталого. И у меня для вас сразу две новости:
1. Текущее замотанное состояние — результат долговременного процесса. Эти приплызды не случаются внезапно. И сделать хорошо по щелчку пальцами не получится. Поэтому забываем про волшебные таблетки, революционные методики и прочие вундервафли. Да, я понимаю, что очень хочется. Но. На улучшение ситуации надо будет потратить силы и время. Без прыжков на амбразуру, планомерно. Да, я понимаю, что в состоянии крайней усталости сама мысль про нечто планомерное и долговременно вызывает тошноту. Дышите. Никто не заставляет уподобляться товарищу Сизифу и толкать в гору неудобную тяжелую бессмысленную каменюку. Но вы же хотите перестать себя чувствовать плохо и вспомнить, а что такое — чувствовать себя хорошо? Очень освежающее ощущение после долгого перерыва, кстати.
2. Нет, вариант «а можно я тут просто тихо умру?» — не вариант вовсе. Смерть от переутомления (а от него — да, умирают) — штука очень неприятная и, что особенно противно, ничерта не быстрая. Процесс может растянуться на месяцы или даже годы, если сильно не свезет. Нет, я не врач и даже не психолог, но мне приходилось долго и плотно иметь дело с сабжем, организовавшимся в том числе в результате профессионального выгорания. И на своем опыте тоже. Но если то, что я пишу вызывает сильное чувство протеста, просто закройте страницу с этим текстом. Вам он сейчас не нужен.
Итак. Я тут уже неоднократно говорила, что в организме взаимосвязано все. И не бывает усталости вообще, если мы говорим о долговременных состояниях, а не единовременном акте разгрузки самосвала с кирпичами в одно лицо. Если много лет не высыпаться и не доедать (привет яростным адептам похудения по принципу «жрать надо меньше»), вам не поможет двухнедельный отпуск у моря раз в году и тупняк в телек-фейсбук-игрушки в новогодние праздники. Потому что скорей всего организм уже пострадал и чтобы избавиться от усталости, придется сначала заняться банальным техобслуживанием. С чего начать? Начните со сдачи базовых анализов. Нет, я не только про кровь. Если у вас, скажем, наметилось в почках образование небольшого личного песчаного карьера, вы можете это поначалу не заметить, особенно если не привыкли к себе прислушиваться. Поэтому заветную баночку лучше-таки в лабораторию принести. Что еще? Клинический анализ крови поможет разобраться, нет ли в организме неучтенных воспалений и случайных квартирантов. Отдельно стоит проверить, все ли хорошо с железом, холестерином и гормонами щитовидной железы (вот эти все сдавать не надо, для выявления проблем хватит трех — Т3, Т4 и ТТГ, мне так эндокринологи говорили, сама регулярно сдаю). Да, придется поднять задницу, выделить некоторое количество денег и дойти до лаборатории или поликлиники. Самим анализы лучше не расшифровывать, хотя конечно показатели за рамками нормы будет видно невооруженным глазом. Однако лучше всего поспрошать по знакомым контакты вменяемого врача общей практики, проще говоря, терапевта. Нет, не психо-, обычного. Он лучше найдет все спрятанное в показателях, которые вроде бы за норму еще не выехали, но в сочетании друг с другом о многом говорят.
Да, кстати. Про «поднять задницу». По сети тут опять бродит тема «зоны комфорта»(тм). Нашлись люди-психологи, которые решили подыграть рассерженным товарищам с лозунгами «Чтобы выйти из зоны комфорта надо сначала попасть в зону комфорта, а мы ее сто лет не видали!» Я всю жизнь считала, что пресловутая зона — это просто привычное состояние любого качества. Отсутствие движения, в котором не тревожно или тревожно намного меньше, чем если шевелиться. Вопли «Не трожьте мою зону комфорта!» я слышу однозначно как «Разрешите мне продолжить сидеть там, где я сижу!» Если сунуть голову в уже упомянутую неоднократно нынче задницу (извините), голове там будет тепло и даже уютно. Вот только в нашем с вами обсуждаемом случае — в ситуации человека усталого — это не решает проблему, хотя конечно и выглядит очень заманчиво. Я не предлагаю себя насиловать и из последних сил стремиться к свершениям. Но. Чтобы вылезти, придется аккуратно шевелиться, а в нересурсном состоянии это бывает неприятно. Так вот. Мне бы хотелось пообещать вам легкую дорогу к светлому будущему и розовых пони. Но увы. Вам ИНОГДА придется делать неприятные вещи. Иногда — ключевое слово.
И первая неприятная вещь, даже две, это:
— хотя бы на время восстановительных мер признать себя и свой организм безусловной ценностью, более важной, чем выполнение квартального плана на работе и даже чем самочувствие и настроение ближайших родственников;
— твердо решить выбраться, несмотря на срывы, которые обязательно будут.
Последнее очень важно. Привычное болото затягивает, а организм прежде всего стремится к сиюминутным выгодам, он так эволюционно настроен — завтра может и не наступить, вдруг нас сожрет саблезубый тигр или случится эпидемия чумы, а вот реальная экономия сейчас — это ценно и выгодно. Да, это глюк. Сильный глюк, зарытый в мозгах намного ниже той области, которой мы думаем и «держим себя в руках». Как можно попробовать это обойти — поговорим в следующий раз. Нет, никаких «соберись, тряпка» и прочего шейминга про «кто не скачет, тот лентяй».