Мода и как с ней быть нормальным людям

mo1

Картинка эта напрямую связана с заявленной темой. Можно даже c точностью сказать, в какой фазе «мода на оригинальность» сейчас находится. Но обо всем по порядку.

Что такое мода?
Казалось бы, мода — явление временное, изменчивое, нестабильное. Сегодня ты на гребне волны, а завтра уже смешон. В то же время, слово costume — говоря про моду на одежду — в английском, итальянском, немецком и ряде других европейских языков означает «обычай, привычка». То есть получается, что с одной стороны мы имеем нечто непостоянное, с другой — устойчивое. И мода, действительно, и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость. Все это дает нам возможность постоянного развития, поиска нового и адаптации его к реальности. При соответствующем подходе это отличный инструмент для самовыражения, творчества и даже для коммуникации.

Как это возможно?
Тут важно разобраться, как мода возникает и развивается. Она не появляется на пустом месте, а отражает сложные общественные процессы, витающие в воздухе настроения. Гениальные дизайнеры лишь улавливают эти веяния и воплощают их в своих коллекциях.
Так, во времена Второй Мировой войны модны были жесткие костюмы и платья прямого кроя, с минимумом декора, угловатыми плечами, откровенно отсылающие к военной форме. В 1950е, напротив, в моду вошел женственный силуэт, подчеркивающий изгибы тела, туфельки на каблуках и прочие диоровские прелести.
Почему? Дело здесь не только в тотальной экономии 1940х. Одежда а-ля военная форма — элемент защиты, необходимой обществу в трудные времена, так же как женственность и беззащитность — символ времени мирного. Общество устало от войны, в 50-е дамам захотелось снова стать женственными, защитники-мужчины вернулись, теперь можно было себе это позволить. Кроме того, вернувшаяся мода на женственность принесла с собой и довоенные гендерные роли, что ускорило процесс освобождения рабочих мест для бывших солдат, а ныне – просто рядовых граждан. Так что и государству это тоже было весьма выгодно.

Вот так это выглядело
1940е:

mo2 mo3

И 1950е:

mo4 mo5

В каждом десятилетии 20го века можно раскопать причины появления моды на ту или иную одежду, они довольно прозрачны, и это весьма интересное упражнение.

Пара примеров из настоящего
Господствующая в моде андрогинность — символ стирания гендерных границ, стремление добиться равноправия полов достигло своего апогея, и граница между полами в моде исчезла вовсе.

mo6 mo7

(на фото слева модель Андрей Пежич в женском образе, справа — актриса Тильда Суинтон в мужском)

А подвернутые брюки, закатанные рукава, оверсайз и огромные шарфы — не более чем «тренд на молодость» (вспомните маленького ребенка — одежда ему часто велика, приходится подворачивать рукава и штанины, срабатывает психологическая установка — одежда велика, значит человек «маленький», юный).

mo8

Понимание причин возникновения моды на что-либо дает возможность не слепо ей следовать, а, пропустив через себя, разгадать, какой в ней заложен смысл, близка ли она по духу, после чего осознанно принять и адаптировать, либо отторгнуть.

Вернемся к процессу развития моды
На первом этапе модным становится нечто уникальное, охватывающее небольшую группу людей. То есть изначально мода — не массовое явление. Она отличает данную группу, выделяет ее из толпы, становится символом элитарности, эстетичности, престижа, утилитарности, а может даже бунта (вспоминаем историю джинсов и футболок, о которых мы писали тут). За появлением и демонстрацией новой моды всегда стоят попытки личности или группы обособить себя . Это реализация стремления к новому, возможность самовыражения, воплощения в одежде своих жизненных целей и ценностей.

Мода становится массовой (второй этап), когда она захватывает значительную часть людей (общество готово и испытывает психологическую потребность в этих изменениях). Распространение моды происходит благодаря психологическому феномену подражания. Но, распространившись, мода вскоре исчезает или меняется — востребованным моментально становится нечто совсем иное, часто противоположное, уже опять не массовое, а уникальное. То, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседневным (третий и заключительный этап).
Итак, жизненный цикл моды таков: уникальность — массовость — обыденность — смена моды.

Теперь возвращаемся к заглавной картинке и делаем выводы о текущем состоянии общества.
Мода на оригинальность уверенно вошла в фазу «обыденность»: каждый стремится быть оригинальным и/или считает себя таковым. Именно поэтому и заняли свою нишу стили типа «нормкор», как отрицание оригинальности и моды на нее.

А для чего нам, собственно, нужна мода? И нужна ли?
Тут не обошлось без психологии. Человека увлекает не столько красота или полезность нового, сколько отличие от людей «немодных». Это делает его значимым в собственных глазах.
Привлекательна и принадлежность к особой социальной группе. Следование моде повышает престиж человека, дает возможность приобщиться к элитарности и также ведет к повышению самооценки, оказывает влияние на самоуважение, приносит радость.

В наше время сложно поделить одежду на модную и немодную. Если в 20м веке каждое новое десятилетие было непохожим на предыдущее, и модные тенденции легко прочитывались в крое одежды, ее длине, фактурах, цвете, то сегодняшняя мода вдохновляется прошлым. Одежда из любого предыдущего десятилетия встречается на подиуме и улицах, и каждая — актуальна. Загвоздка в том, что модны сейчас не конкретные вещи, а умение их использовать в оригинальном ключе. Происходит это потому, что именно во главе угла – человек, его индивидуальность и самореализация. И речь здесь уже не столько о моде, сколько об индивидуальном стиле. Внутреннем содержании личности, переработавшем модные тренды, и выразившемся во внешнем.

Ваше «Ателье стильных идей»
Нужна консультация по подбору индивидуального стиля? Вам сюда.

Другие статьи по этой теме