Как появилась одежда и для чего она нам нужна

Единой теории происхождения одежды нет и по сей день.
Согласно археологическим исследованиям, одежда появилась в эпоху палеолита (более 40 тыс. лет назад), когда человек научился создавать костяные иглы и сшивать между собой разнообразные природные материалы: солому, листья, шкуры животных. А главным побудительным мотивом создания одежды стала защита от холода.
Носили шкуры различными способами. Их обматывали вокруг торса, прикрепляли к поясу, когда получалось укрытие для таза и ног; надевали на плечи через прорезь для головы, накидывали на спину и завязывали лапы вокруг шеи, в результате чего получалась теплая накидка-плащ.
Тогда же возникли головные уборы, а вот обувь — гораздо позднее.

od1 od2

В христианских кругах популярна гипотеза, что человек начал одеваться из-за врожденной стыдливости, появившейся вследствие первородного греха. Однако историки не подтверждают и не одобряют эту теорию. Скорее наоборот: стыдливость появилась из необходимости защищать важные и ценные места тела от воздействий извне. Причем относится это, скорее, к мужчинам и связано с их более активным, чем у женщин, образом жизни. И сейчас встречаются племена, где женщины ходят обнаженными, но полностью обнаженных мужчин там нет.
Если углубиться в этимологию слова «стыд», то первоначальным его значением было «то, что заставляет сжиматься, цепенеть, коченеть». А однокоренные к нему слова: «студеный», «стужа». Получается, что «стыд» и «холод», по сути, одно и то же. И гипотеза о стыдливости ведет к той же защите ценных частей тела от холода.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую. Трудно сказать, какая из них первична. Путешественники, изучавшие быт первобытных племен, отмечали, что в условиях сурового климата индейцы Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Человек может сильно ограничить потребность в одежде и благодаря закаливанию.

Практичность и эстетика переплетались. Так, желая защититься от насекомых, люди охотно намазывались глиной, грязью. Благодаря этой находке, древний человек начал украшать себя, расписывать кожу разными цветами. Множественные узоры по всему телу, напоминающие современные татуировки, украшали человека и защищали от внешних угроз, помогая скрываться в зарослях или горных массивах во время охоты.

od3

Кроме того, одежда имела символический смысл, являясь магической защитой от угроз извне. Заворачиваясь в шкуру убитого им дикого животного, древний человек обретал его силу, пытаясь таким образом отпугнуть от себя злых духов. Амулеты, татуировки, раскраска на обнаженном теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры с кожи переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

С ранних времен одежда имела и социальное значение, говоря о человеке, как о представителе конкретной социальной группы. Для классового общества чрезвычайны важны внешние различия, поэтому одежда разных сословий отличалась, определяясь присущим им образом жизни, указывая на тот или иной слой общества.

od4

Социальный смысл одежды выражается и в отражении национальной принадлежности: народный костюм — ярчайшее проявление культуры и традиций своей народности, символ нации и предмет гордости. Народный костюм традиционен и редко подвергается изменениям.

od5

В условиях перехода от натурального хозяйства к рыночному укладу и разделению труда, одежда стала указывать на профессиональную принадлежность. Для каждого дела или ремесла сформировался свой тип костюма. Он подчеркивал общность занятий, накладывающих отпечаток на характер, мировоззрение, отношение данной группы людей к окружающим. Внешний вид костюма зависел от специфики профессии и содержал общие для каждой группы элементы. Так и в наши дни человеческая потребность принадлежать к какой-либо группе в обществе, быть где-то «своим», дающая ему чувство надежности, ведет к созданию дресс-кода и униформ.

А еще в нашем сложном и противоречивом мире одежда до сих пор украшает и защищает, а кроме того, несет массу информации о поле, возрасте, статусе и профессии, эти смыслы «в чистом виде» встречаются редко, скорее мы видим их взаимодействие, переплетение в различных пропорциях.

Из «потерь» можно отметить национальный костюм, который в наше время используется редко (карнавалы, ролевые игры и сувениры не рассматриваем). И это весьма досадно, ведь отдельные элементы народного костюма можно органично вписать в костюм современный, создав свой самобытный стиль, основанный на индивидуальности и знании культурных традиций, а не модных трендах. Об этом в следующих статьях!

Ваше «Ателье стильных идей»
Нужна консультация по подбору индивидуального стиля? Вам сюда.

Другие статьи по этой теме