Что говорит одежда о человеке и как закладываются эти послания

«По одежке встречают» — пословица стара как мир, но недооценивать ее не стоит. Что бы там ни говорили о гуманистических ценностях и свободе самовыражения, а первое впечатление о человеке складывается именно благодаря одежде. Так работают социальные механизмы, призванные помогать ориентироваться в обществе и отличать “своих” от “чужих”. Уже после того, как мы рассмотрели человека, мы обращаем внимание на то, КАК он говорит, и практически не слышим, ЧТО именно. ЧТО – это отдельная история.

Меж тем одежда рассказывает многое:
– О поле и возрасте;
– О национальности и месте жительства;
– О профессии и сфере занятости;
– О социальном статусе и материальном положении;
– О вкусе и потребностях;
– О характере и темпераменте;
– О стремлениях и страхах;
– Об эмоциональном состоянии;
– Об отношении к себе и окружающим и т.д.

Умея читать эти знаки, порой неприметные, можно нарисовать психологический портрет человека еще до того, как он откроет рот. Очень полезный навык и в личной жизни, и на работе, причем, как для определения того, кто перед нами, так и для формирования нужного впечатления о себе.

Вот, например, для иллюстрации шутка из интернета. Но, как известно, в каждой шутке…

isnob

Одежда вообще дает богатую палитру переживаний от положительных до нейтральных и даже отрицательных. Она может быть, без преувеличений, источником радости, хорошего настроения, а может порождать тревогу, недовольство и даже личностные конфликты. Это важно помнить.

Что за знаки и как их читать?
Любая одежда имеет «структуру»: силуэт, фактуру, цвет. Каждый из этих элементов красноречив и сам по себе, и в сочетании с остальными.

Силуэт и фактура
Каков общий силуэт одежды? Обратите внимание на линии и форму. Силуэт прямой или округлый? Жесткий или мягкий? Линии преобладают прямые или изогнутые? Резкие или мягкие, женственные?

Так, если вы в пиджаке с жесткой линией плеч, то будете создавать атмосферу строгости; в трикотажной кофте или мягком свитере — атмосферу мягкости. Выбор силуэта влияет и на наше поведение, и на поведение окружающих по отношению к нам. В создании силуэта важную роль играет фактура ткани. Из мягкого трикотажа или струящегося невесомого шелка невозможно создать жесткий силуэт формального офисного костюма и наоборот.
Высокостатусным, «официальным» считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным — приближающийся к шару, т. е. пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы и т. д..

cl1 cl2

Мягкие фактуры располагают, дают ощущение свободы, расслабленности, теплоты, доверия и уюта. Жесткие и холодные, наоборот, позволяют сосредоточиться, держать дистанцию, создать образ уверенного в себе делового человека и почувствовать себя таковым.

Чем более облегающая на человеке одежда, тем меньше она держит границы. Женщина, выбирающая, например, очень обтягивающий костюм в офисной ситуации (формально дресс-код соблюден), может подсознательно пытаться перенести коммуникацию в сферу личного пространства, будучи недостаточно уверенной в себе и своих профессиональных качествах.
Слишком просторная, мешковатая одежда, очень длинные рукава или штанины могут говорить о неприятии человеком себя, выбор такой одежды – попытка спрятаться.

cl3

В то же время, многое зависит от формы. Если одежда не просто мешковатая, а имеет объемную, спокойную, полную достоинства форму, это может говорить и о внутренней свободе, и о чувстве собственного достоинства.

Цвет
Цвет — центральный компонент в восприятии человека. Переживания, обусловленные цветом, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоциональное и духовное восприятие.
Используя определенные цвета, можно вызвать разные эмоции (не только у окружающих, но и самого себя), то есть корректировать настроение с помощью цвета одежды.

Что говорит цвет? Ниже краткая выжимка из истории, ассоциативных теорий и психологии цвета.

cl4

Красный — цвет страстей и жизненной силы, крови и огня. Очень противоречив: символизирует как радость, красоту, любовь, так и вражду месть, войну. Может говорить о властности и вспыльчивости характера, энергичности.

Оранжевый — мечтательность, любимый цвет людей, обладающих интуицией.

Желтый — цвет солнца, золота, урожая и осенних листьев, а еще болезни, смерти и потустороннего мира. Спокойствие, общительность, непринужденность, любопытство, смелость и легкая приспособляемость.

Розовый — эмоциональность, потребность любить и быть добрее. У людей прагматичных вызывает раздражение.

Зеленый — цвет природы, весны, самой жизни, гармонии, успокаивающе действует на нервную систему. Тот, кто его предпочитает, упрям в достижении цели, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно.

Синий — символизирует небо и вечность. Он про духовную возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию. Коричневый — самый «земной» цвет. Символ традиционности, устойчивости, уверенности. Тот, кто его выбирает, прочно стоит на ногах.

Черный — неуверенность, мрачное восприятие жизни. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя.

Серый — нейтральный цвет, как бы отгораживающий от раздражителей внешнего мира. Его часто предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Означает рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль. Хорош в бизнес-среде с четко прописанным дресс-кодом.

Белый — «идеальный» цвет. Передает и блеск света, и холод льда. Символизирует чистоту, легкость, невинность, радость. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Подобные классификации весьма интересны и полезны для всех, кто желает разобраться в воздействии цвета, однако они не учитывают некоторые важные нюансы.
А именно:
– Любой цвет может быть как холодным, так и теплым (даже красный цвет может быть холодным, и о «страсти» в этом случае говорить не приходится). Теплые цвета располагают, создают атмосферу доверия, холодные – отстраняют, не дают сократить дистанцию.
– Яркость, приглушенность, насыщенность. Чистые спектральные цвета – яркие, энергичные.
При добавлении к ним серого пигмента они приглушаются, теряют свою энергию и силу.
При добавлении белого пигмента становятся светлыми, легкими, воздушными, как бы юными (например, голубой, розовый).
При добавлении черного – становятся темными, тяжелыми, «земными», основательными, полными достоинства, а может даже мрачными.
– Размер цветового пятна. Одно дело, когда человек одет в какой-то цвет с ног до головы, другое, когда этот же цвет используется в виде акцента. Цвет не кричит о себе, но аккуратно намекает.
И так далее.

Есть и другие нюансы (дьявол, как известно, в деталях), им мы обязательно посвятим еще статьи и даже тренинги. Узнать больше о психологии цвета и самом себе можно, пройдя, например, тест Люшера.

Помимо цвета многое о человеке может рассказать рисунок ткани. Живописный цветочный принт или мелкий горошек скорее предпочтет человек творческий и/или романтичный, а упорядоченную графику клетки – более склонный к упорядочиванию и структурированию.

Что еще говорит одежда?
Разберем на примере адекватности выбранного наряда ситуации. Так, пренебрежение дресс-кодом, поданное под соусом: «Я слишком личность, мне не нужны условности», — говорит не о силе характера, а скорее о глупости (если вы не Стив Джобс, конечно).

cl5

cl6

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе, — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». — Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это — признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся».

Правила на самом деле просты: не пытаться выглядеть «подороже» — это от неуверенности в себе и часто выглядит неубедительно. Не пытаться выглядеть ярко, если сфера вашего бизнеса консервативна, — вас могут не понять. Не пытаться выглядеть другим — свободным художником, если вы менеджер среднего звена, или наоборот — это запутает собеседника.

В мире все взаимосвязано. Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения, отношения окружающих, круга общения и даже способно полностью изменить жизнь. Чтобы не оказаться не в том «месте», не на той работе, не прожить жизнь не с теми людьми, важно понимать, какие знаки несет в себе одежда и как этим пользоваться.

Ваше «Ателье стильных идей»
Нужна консультация по подбору индивидуального стиля? Вам сюда.

Другие статьи по этой теме