Человек усталый. Вбоквелл: «Реагируем на импульс»

«Ап! И тигры Боярского съели» (вместо эпиграфа, шутка по мотивам старой песни)

Я тут в прошлом посте упомянула триггеры. Почему они вообще так важны, что надо писать о них отдельно? А потому, что триггер это такая штука, которая сподвигает людей на поведение мимо головы. И хорошо, если это вариант «Упал. Очнулся. Гипс. Посвятил жизнь борьбе с гололедом». Гораздо хуже, когда это «Бросил пить навсегда. Встретил старых собутыльников. Ушел в запой». Хотя бывают случаи сознательного применения триггеров. Я вас уже запутала? Ок, давайте распутываться.

В интернете триггеры в сочетании с экономией глюкозы обеспечивают нам эти дивные разговоры «с чужими наркотиками», когда прозвучало слово, у собеседника упала планка и вот уже он расчехляет саблю. А вы ни сном ни духом и можете только наблюдать за разворачивающимся эпичным полотном, где собеседник уже не собеседник, он занят, он разговаривает сам с собой. Хотя думает, что с вами. «Что это было, Холмс»? Вот, например, классификация триггеров от бизнес-консультанта Маршалла Голдсмита и соавтора его публикаций Марка Рейтера:

Человек усталый. Вбоквелл: "Реагируем на импульс"

Расшифровка схемы из книги «Триггеры»:
«Мы хотим этого и нуждаемся в этом: правый верхний квадрат — это то, где мы хотим быть всегда. Это область, где воодушевляющие триггеры пересекаются с продуктивными, а кратковременное удовольствие совпадает с долгосрочной целью. Здесь распространены такие триггеры, как награда, признание, восхищение и денежные поощрения. Они побуждают нас усиленно работать прямо сейчас, и они же подкрепляют продолжительное поведение, которое ведет нас к нашим целям. Мы хотим их сейчас, и они будут нужны нам потом.

Мы хотим этого, но не нуждаемся в этом: парадоксальный эффект воодушевляющих, но непродуктивных триггеров действует в нашем сознании наиболее убедительно в верхнем левом квадрате. Мы сталкиваемся с приятными ситуациями, которые могут нас искушать или отвлекать от достижения цели. Если вы хоть раз смотрели за ночь сезон или два какого-нибудь телесериала, хотя вам нужно заниматься, закончить работу или идти спать, вы знаете, как что-то очень привлекательное может отвлечь вас и спровоцировать проигрышный для вас выбор. Вы пожертвовали вашими целями ради кратковременного удовольствия. Если вы когда-нибудь принимали похвалу от руководства или заверения клиента как оправдание для того, чтобы немного расслабиться, вы знаете, что позитивное подкрепление или помощь могут отбросить вас назад, а не подтолкнуть вперед.

Мы не хотим этого, но нуждаемся в этом: правый нижний квадрат — «сборная солянка» расхолаживающих триггеров, которых мы не хотим, но знаем, что они необходимы. Правила (или любая сильно структурированная среда) охлаждают наш пыл, потому что ограничивают нас. Они существуют, чтобы исключить специфические шаблоны поведения из нашего репертуара. Но они нужны нам потому, что правила заставляют совершать определенные действия. Они толкают нас в нужном направлении, даже если наш первоначальный импульс — пойти в ровно противоположную сторону. Страх стыда, наказания, сожаления, неуважения, остракизма — сильный расхолаживающий триггер, который часто появляется, когда мы не следуем правилам. Если вас когда-нибудь прилюдно отчитывало руководство, вы знаете, что не хотели бы снова попасть в такую ситуацию. И у вас появляется сильная мотивация оставаться верным долгосрочным целям. Бывают и очень причудливые схемы. Когда я штрафую клиентов на 20 долларов за цинизм или сарказм, я даю им расхолаживающий триггер (это боязнь потери — феномен, при котором мы сильнее боимся потерять доллар, чем радуемся приобретению двух). Он нацелен спровоцировать продуктивное поведение (в моем случае — сделать людей вежливее). Безусловно, боль — главный расхолаживающий триггер: мы сразу же прекращаем действие, которое нас травмирует.

Мы не хотим этого и не нуждаемся в этом: левый нижний квадрат, где наши триггеры непродуктивны и охлаждают наш пыл, — очень неприятная область. Она включает все безвыходные ситуации, которые делают нас жалкими. Это может быть вредная для здоровья работа или криминальный район — окружающая среда, которая провоцирует нездоровое поведение и уводит нас от цели. Неудивительно, что такая скверная обстановка вызывает усталость, стресс, апатию, чувство безысходности, замкнутость и злость. Единственная загадка в том, почему мы решаем остаться там, а не бежим, сверкая пятками».

Тут меня немного смущает слово «расхолаживающий», видимо, трудности перевода. Да, и действительность намного богаче любой схемы, но нам бы хотя бы пристрелочно разобраться…
В случае разговора «с чужими наркотиками» триггером наезда на вас является страх, отрабатываемый по схеме «бей» (второй вариант — «беги», не данный случай). А сам страх вызван тем, что мозг слил воедино два идентичных на его взгляд случая, проигнорировав в целях экономии важную дополнительную информацию в текущей ситуации.

Возвращаясь к человеку усталому, можно с уверенностью сказать, что он по жизни влеком триггерами: «Нас толкнули — мы упали, нас подняли — мы пошли». В смысле, загорелась лампочка — сработал триггер, проанализировать нечем, «идеянахожуся?» Вот как-то так.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.